Итак, поскольку красиво писать не умею, лично мое отношение к циклу можно выразить следующими отзывами, благородно спертыми на различных сайтах
Тропик Рака
Это же, мать вашу шедевр, говоря словами автора. Конечно, признаюсь, что не объективен ибо мой настрой по жизни во многом совпадает с Миллером, но книга замечательная в любом случае. Это чистой воды Достоевский, только без всей этой гадости сострадания, сочувствия, негодования злу, христолюбия и прочей ереси. И образ проститутки Миллера не хуже Сонечки Мармеладовой, тоже вроде как этим же занимающейся. Сколько правды, сколько глубинных наблюдений мира, какие живые образы. И при всем при этом автор не сопереживает, не восхищается, не борется, он просто ох..ет, опять же говоря его словами.
Черная весна
Пессимизм и безысходность:
"Я все-таки собираюсь сказать «С добрым утром». Приветствие готово слететь с моих губ. 23 тома Книги Судного Дня написаны с инцестуальной верностью, каждый том — в сафьяновом переплете с замочком и своим ключиком. Налитые кровью глаза Тома Джордана приклеились к зеркалу; они подергиваются, как шкура лошади, сгоняющей муху. Том Джордан вечно или снимает брюки, или надевает их. Вечно застегивает или расстегивает ширинку. Вечно он выводит пятна и заглаживает складку. Тетушка Милия сидит в холодке, в тени фамильного древа. Мать отстирывает пятна блевотины с белья, скопившегося за неделю. Родитель правит бритву. Евреи выползают из тени моста, дни становятся короче, буксиры урчат или ревут, как лягушка-бык, гавань забита ледяным крошевом. Каждая глава этой книги, написанной в воздухе, делает кровь гуще; музыка крови заглушает дикую тревогу, звучащую в мелодии мира. Ночь падает как удар грома, и я оказываюсь на асфальте пешеходной дороги, ведущей в конечном счете никуда, но опоясанной светящимися стрелками, не позволяющими ни повернуть назад, ни остановиться."
Порой Генри Миллер становится настолько недоступен читателю. Данный абзац сплошь символы, символы нарождающегося "общества потребления". Автор утверждает о необратимом процессе. Так ли это? Думаю так. Итог от чего ушли, к тому и вернулись. Ибо примитив и простота есть гениальность. Но Миллер отнюдь не примитивен и не тривиален. В данном произведении особое место отведено описанию рисования картины Генри с лошадью и ангелочком. Далее по тексту мы видим связь слабоумной Мил и ангелочка на картине, без которого как утверждал автор картины просто не будет. По сути это символ света и жизни.
Тропик Козерога
Достаточно неодназначная книженция. С одной стороны Нью-Йорк 20-х годов с его проблемами: безработица, безденежье, безнадежность... С другой стороны - стремление преодолеть сложности с минимальными для себя потерями, при этом получая максимальное удовольствие от жизни, причем самое разное, но в первую очередь - это, конечно, секс. Именно так живет главный герой - Генри Миллер.
Можно ли отождествлять автора и героя? Во многом, наверное, все же - да! Поскольку автор наделяет героя своими мыслями и поступками, т.е. можно сказать, что они проживают одну жизнь. Но с другой стороны - любой филолог знает - что автор и герой существа не тождественные. Вряд ли найдется писатель, который захочет полностью обнажаться перед читателем (Ведь даже в автобиографиях не обходится без лукавства (!)). Всегда есть стремление показать себя немного лучше, чем ты есть на самом деле, умолчать о неприятных моментах. Поэтому, я думаю, что Генри Миллер - герой и Генри Миллер - писатель - не совсем одно и тоже.
Герой может нравиться, может вызывать отвращение, но при всем при этом через него автор пытается донести через него свою мысль, свою идею. Лично мне герой Генри Миллер не очень симпатичен, но через него понятней становится мировоззрение и мироощущение автора.
Вряд ли можно назвать это чтение приятным, постоянные вставки-размышления, что делает повествование разорванным. Но именно через такое сочетание художественного и личного лучше познается личность автора.
-------------------------------------------
(от меня, все строго субъективно)
Читать ли? Не стану кричать: "Читать однозначно! Всем!", так как это произведения, которые нужно прочувствовать. Они вызывают эффект какого-то погружения в мир, синхронизации. Это как, например, тот же Паланик и его "Призраки". Кто-то, споткнувшись на "Рассказе Святого Без Кишок", побежит блевать в сортир, отшвырнув подальше книгу и проклиная свое живое воображение.... А кто-то еще глубже погрузится в атмосферу мрачных и страшных секретов человеческой психики, когда шкала "хорошо-плохо" выворачивается наизнанку...
В общем, просто начните читать. Попробуйте. Миллер своего читателя "цепляет" практически сразу. Если "не пойдет" - да и бог с ним, отложите книгу в строну. Ну, а если вы потоком "проглотите" всю трилогию, можете сказать "Спасибо" 